Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

20.05.2006
Актуальное искусство

Фантазмы реализма
[Максим Райскин]

Дэвид Клербут "4 августа 2003 года. 16 часов 26 минут. Джереми, Клэр и Мартина Дэви совершают прогулку через долину Дешодефур в Оверни, Франция""Что есть реализм в искусстве и почему его нет", - таково мотто выставки "Click, double click", открывшейся в Мюнхенском Haus der Kunst. Томас Руфф, Андреас Гурски, Джефф Уолл, Вольфганг Тильманс и другие звезды мировой фотосцены каждый по-своему, интерпретируют, что есть документальность в современном искусстве. Впрочем, установить это в эпоху, когда аналоговое (клик затвора фотоаппарата) стремится к цифровому совершенству, а дигитальное (двойной клик компьютерной мышки) имитирует аналоговое, не так уж и просто. Даже за самым невинным ландшафтным снимком скрывается сегодня все, что угодно.
Андреас Гурски "Париж"Ландшафт, о котором идет речь, принадлежит Дэвиду Клербуту, который в списке из 24 звездных или приближающихся к тому имен смотрится белой вороной – он известен как видеохудожник, а не как фотограф. На его снимке, озаглавленном "4 августа 2003 года. 16 часов 26 минут. Джереми, Клэр и Мартина Дэви совершают прогулку через долину Дешодефур в Оверни, Франция", действительно можно увидеть прекрасную горную долину, но никаких вышеназванных Джереми, Клэр или Мартины. Цель художника заключается в том, чтобы напомнить зрителю о временах, когда появление на фотографии движущихся объектов исключалось – слишком велико было время засвечивания эмульсии. Исключение субъекта или объекта, которое бывшее в XIX веке технической стороной фотографического процесса, в веке XXI стало художественной стратегией.
Вольфганг Тильманс "Без названия"Так, Томас Штрут фотографирует туристов у картины Микеланджело, с восхищением созерцающих шедевр Возрождения, который сам на снимке отсутствует; а Томас Руфф в своей новой серии "JPEGs", преследуя ту же цель, уничтожает зрителя. Фотографии, предназначенные для Интернет, распечатаны на листах размером два на два с половиной метра, пиксель в них приобретает величину человеческой ладони, а увидеть, что же на них изображено, можно только с расстояния около десяти метров.
Если "документальность" Руффа и Штрута заключается в том, чтобы дать увидеть, запретив это, то в абстракциях Андреаса Гурски и Вольфганга Тильманса реализм – это ничто иное, как отказ от "хороших правил" игры в этот реализм. Томас Руфф "Извержение"Фото Гурски напоминает работу конструктивистов, свято веривших в то, что никакой реальности, кроме той, которую они сконструировали, не существует. Тильманс, прославившийся как портретист своего поколения, на этот раз от фигуративности отказался, выставив так называемые "слепые фото": то, что на них изображено (или – что то же самое не изображено) является результатом прямой засветки фотобумаги.
Как ни странно, постановка и режиссура являются в данном случае ничем иным как сообщниками этой документальности. Намеренно инсценированные фотографии Тины Барни, Ханса Ван дер Меера, Тарина Саймона или Джеффа Уолла смотрятся как настоящие исторические документы, повествующие о жертвах цунами в Индонезии, о жизни крестьянской семьи в Баварии, о буднях любительского футбольного клуба в голландской глубинке или о мало кому известных археологических раскопках в Гренландии.
Люк Делахайе "Багдад"Немногие репортажные снимки, представленные на выставке, принадлежат Люку Делахайе, долгое время работавшему фотокорреспондентом агентства "Магнум", в том числе в горячих точках. Впрочем, место репортерской субъективности в них занимает точный и трезвый язык документальной фотографии, не знающей ничего личного и случайного.
Парадоксальным образом, именно эта "подлинная" документальность действует как нельзя более фантазматически, обнаруживая, тем самым, присущий реальности недостаток ее же самой.

Опубликовано в журнале "Арт Хроника"



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2018
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100