Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

21.05.2003
Актуальное искусство

Скромное обаяние ленинизма
[Максим Райскин]

Катарина Венцль - Ильич и имиджОбраз Ленина еще совсем недавно украшавший города и веси нашей необъятной Родины, а в последние десять лет впавший в немилость и нередко становившийся объектом вандализма, похоже вновь начинает занимать умы и сердца если не рядовых граждан, то, по крайней мере, актуальных художников. В июне 2001 года на выставке "Медиа-арт и масс-медиа" в Музее Нонконформистского искусства можно было увидеть серию работ "Ильич и имидж" немецкого фотографа Катарины Венцль, на которой Ленин в традиционной позе с рукой указывающей в даль и облаченный в не менее традиционную тройку выступал как модель, рекламируя одежду таких брэндов как Versace, Gucci, Ermenegildo Zegna, Hugo Вoss и других. А в июле в галерее "Навикула Артис" на Пушкинской 10 открылась выставка Олега Хвостова "Новая Лениниана", предметом рефлексии которой стал уже даже не сам образ Ленина, сколько его отражение в искусстве: большеформатная квази-примитивистская живопись черпает свое вдохновение в изобразительных сюжетах раннего соцреализма - "Ленин уходит в эмиграцию по льду Финского залива", "Ленин в Разливе", "Ленин возвращается в революционный Петроград", "Ленин в Смольном", "Ленин на 2-ом съезде РКСМ" и других. Черно-белые ксероксы-прототипы висят тут же в зале на входе, вероятно для того, чтобы зрители могли сразу же с ходу оценить полную идентичность сюжетов и абсолютную несхожесть в выборе изобразительных средств. Намеренный примитивизм Хвостова вряд ли может хоть чем-то напоминать классические образчики соцреализма или даже примитивизма, скорее уж поп-арт или, если принимать во внимание искажение пропорций, сюрреализм.
Выставка в галерее является римейком выездной акции, проводимой "Навикулой Артис" в мае в шалаше Ленина в Разливе.Олег Хвостов - Новая лениниана Там картины были выставлены в небольшом павильоне, где хранятся экспонаты, свидетельствующие о пребывании там вождя мирового пролетариата. А впервые к подобной проблематике Хвостов обратился чуть меньше года назад, когда в галерее "Арт Полигон" представил вниманию публики свою инсталляцию "Мемориал вождей" - картонные коробки, на которых он, составив их как конструктор до высоты человеческого роста, изобразил Мерлин Монро, Че Гевару, Хомейни, Христа, Брежнева и других как действующих так и почивших ныне в бозе звезд. Завершал этот иконический ряд образов человек в спортивном кимоно и с удостоверением президента России в руках. Как я понимаю, и в тот раз Хвостов в качестве формообразующего стержня своих работ использовал уже существующие визуальные штампы. Таким образом, и в том и в другом случае он, намеренно очистил свои произведения от всякого "реального" содержания, чтобы создать пространство искусства, в котором оно могло бы имитировать самого себя, а не мир. В котором оно могло бы стать не изображением, но одной из вещей этого мира.
Предыдущая выставка вызвала много шума в прессе, и в октябре прошлого года Хвостов даже получил за нее поощрительную премию "Пропилеи" журнала "НоМИ". Но в последнем проекте он, видимо увлекшись, занялся уже не столько анализом материальных свойств произведения (в зрительском меню на этот раз традиционные холст с маслом), сколько стратегическим его использованием, как уже однажды опробованного инструмента социального влияния. В отличии от того же "Мемориала вождей" или "Ильича и имиджа" Катарины Венцль, которые звучат теоретически нейтрально и все же не претендуют на то, чтобы оказать какое-то непосредственное воздействие на реальность. Впрочем, все три проекта объединяет один вполне очевидный факт, являющийся результатом не столько проектов, сколько действительности их породившей. В ситуации полной утраты идеологических ориентиров, в обществе потребления, которое наконец поглотило и Россию, художникам не остается ничего больше, как демонстрировать новые возможности потребления визуальных образов, очищенных от всякого идеологического содержания, но в силу какого-то непонятного некро-романтизма продолжающих оставаться иконическими.

Ссылки по теме:
"Ильич и имидж" Катарины Венцль
3000 автопортретов, 6000 глаз, одна модель [Максим Райскин]



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100