Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

21.10.2003
Выставки

Искусство тоже истлеет
[Елена Невердовская]

Виктор Рузо. Реклама сыраВ Мраморном дворце открылась выставка швейцарского художника Виктора Рузо. Первый же взгляд на живопись разочаровывает: визионерские происки, духовные штампы, краска вместо цвета и многое другое. Но последний зал вносит сомнение в правомерность приговора: на одной из стен шпалерами развешаны рекламные открытки вокруг автопортрета "Художник с раздробленными руками" (1942). В аннотации читаем - Виктор Рузо во время Второй мировой войны отказался от успешной карьеры плакатиста, он не мог рекламировать швейцарские кофе и шоколад, когда на фронтах гибли люди. В 1945 Рузо перестал изображать упитанных детей. Вместо краснощекого мальчика в тельняшке, рекламирующего сыр мордэ-гуэ, он нарисовал скелет.
Живопись-послание - так охарактеризовал Виктор Рузо свой новый период. Успешный плакатист, прославивший Швейцарию в 18 лет, мальчишка без специального художественного образования, вызывавший удивление и зависть коллег по цеху, превратился в философа и визионера. Прямолинейный образ, рекламный язык он перенес в область, для которой это совершенно не свойственно - в станковую живопись, но при этом лишил содержание малейшей иронии, даже намека на игру. Рузо стал изображать духовные реалии точно так же, как плитку шоколада или пачку сигарет. Взгляды Дьявола и Бога, первоматерию и хаос. Его картины, написанные на листах алюминия, как говорится в аннотациях, в специальном, направленном свете, напоминают не осмысленные предложения, а набор символов, пригодных, правда, к расшифровке. Можно было бы не утруждать себя разгадкой и пройти мимо. Но появляется автор - 90-летний Виктор Рузо - и это все меняет.
Виктор РузоВысокий прямой человек с пружинящей походкой. Ремень поверх блузы напоминает препоясанного старца с Ясной Поляны. Швейцарский Толстой. Утопист. Он говорит о пожаре 1997 года, в котором погибла его дочь, сгорела мастерская и более чем 5000 работ. Виктор Рузо начал все сначала, сначала в возрасте 84-х лет.
На пепелище, черном и мертвом вырос сорняк. "Если он смог, значит, я тоже прорасту", - сказал себе художник. Практически все картины, выставленные в залах Мраморного дворца, написаны за последние пять лет. Очень много труда, сил, мыслей. Глядя на художника, понимаешь, насколько недальновидна бывает позиция критика, эстетического судьи, насколько не нужен художественно изощренный глаз. Ценностью обладает не отдельное произведение, даже не искусство вообще. Рузо прав, говоря, что искусство "тоже истлеет". Ценности - мир, единение, жизнь. Художнику 90 лет и более полувека из этого срока он старался говорить только о самом главном - в меру своих сил. "Сегодня нужно существовать в искусстве, чтобы творить, а не творить, чтобы только существовать", - сказал уже достаточно давно другой режиссер и художник, обеспокоенный сохранением тех же ценностей, что и швейцарец. Глядя на Рузо, понимаешь, что жить так, как он - это искусство. Сделать выбор и быть верным ему до конца.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100