Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

22.01.2004
Новости культуры

Учитель геометрии
[Дмитрий Абаулин]

Джордж Баланчин. РубиныРовно сто лет назад - 9 января по старому, 22-го по новому стилю 1904 года - в Петербурге родился Джордж Баланчин. Вернее, появился на свет тот, кому только предстояло стать Баланчиным - Георгий Мелитонович Баланчивадзе.
Не Баланчин еще, а восемнадцатилетний Баланчивадзе ставил свои первые хореографические опыты в послереволюционном Петрограде, тоже еще не успевшем стать Ленинградом. Не были в полном смысле слова "баланчинскими" и его первые работы в дягилевской труппе, к которой он присоединился в 1924 году.
Летописец "Русского балета" Сергей Григорьев так охарактеризовал новых артистов, в числе которых был и Баланчивадзе: "хотя на первых порах им была присуща некоторая провинциальность, вскоре они усвоили нашу более утонченную манеру исполнения. Не высказывая претензий, они охотно танцевали все, что им предлагали". Пройдет несколько лет, и Баланчин сам уже станет эталоном утонченности. И весь мир начнет охотно танцевать то, что предложит он.
В неполные двадцать пять лет Баланчин поставил свой первый великий балет "Аполлон Мусагет". Рассматривая фотографии спектакля, премьера которого состоялась в 12 июня 1928 года в Париже, легко заметить одно важное отличие от того вида, в котором "Аполлон" существует сегодня: первоначальное оформление было гораздо более предметным. Музы поднимаются вслед за Мусагетом не на абстрактный помост, а на вполне конкретный холмик, и жест их обращен не в бездонное пространство, а к несущейся по облакам четверке лошадей. Предметность еще сохраняет свою власть (или это уже только видимость власти?). Интересно наблюдать, как в других работах Баланчина тех лет - "Блудном сыне", "Сомнамбуле" - стихия танца настойчиво и довольно успешно раздвигает рамки сюжета. Схожим образом на ранних пейзажах Кандинского чистый цвет старается забыть о том, что он должен изобразить дом или небо.
Работая над "Аполлоном", Баланчин открыл для себя музыку Игоря Стравинского, ставшую в дальнейшем постоянным источником его вдохновения. Два родившихся в России гражданина мира уже в тот момент почувствовали свое родство, и о многом говорит сдержанная похвала Стравинского, относящаяся как раз к "Аполлону Мусагету": "Как образованному музыканту, - он учился в Петербургской консерватории, - Баланчину легко было понять мою музыку в ее мельчайших деталях, и он четко передал мой замысел".
Хореографическая структура "Аполлона" была гораздо важнее декораций, поэтому балет так легко пережил "очищение" от внешних примет. В дальнейшем абстрактными становятся даже названия постановок: "Серенада", "Скрипичный концерт", "Концертный дуэт", "Симфония в трех частях", "Тема с вариациями". А парижский "Хрустальный дворец" стал в новой редакции называться просто "Симфония до мажор".
В 1934 году Баланчин впервые ставит в США, для первых выпускниц балетной школы. И в конце концов перебирается в Новый Свет, став демиургом рождающегося американского балета. В 1940 году он становится гражданином США. Премьеры его новых сочинений проходят в Нью-Йорке, его домом становится "Нью-Йорк сити балет". Здесь до сих пор ревностно оберегают его произведения, в которых загадочным образом сочетаются вдохновение и математический расчет.
А на родине Баланчина, которая почти одновременно с ним сменила имя и стала называться СССР, расцветал драмабалет. На обочине "генеральной линии" оказался старший современник, а в историческом масштабе почти сверстник Баланчина Касьян Голейзовский, также стремившийся к выразительности, а не изобразительности танца. Далекий американский хореограф был негласно назначен основным оппонентом реалистического советского танцевального искусства, оставаясь фигурой загадочно-притягательной.
Но все возвращается на круги своя. Баланчин умер в 1983 году, немного пережил его Советский Союз. Ленинградский Кировский театр вновь стал петербургским Мариинским. На его сцене один за другим появились, некоторые с полувековым запозданием, балеты Баланчина. Символом российского балета 90-х можно считать "Симфонию до мажор", с блеском поставленную и в Мариинке, и в Большом. Двадцатый век, который, как ни взгляни, был для балета веком Баланчина, закончился его триумфальным возвращением домой.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100