22.10.2001
          Книги и литература
        
        17 декабря в рамках фестиваля немецкого языка Гете Институт в Санкт-Петербурге 
          организует совместную презентацию двух книг - "Russen 
          Disko" Владимира Каминера (Берлин) и "Конина" 
          Сергея Спирихина (Санкт-Петербург).
          Владимир Каминер, получивший образование звукорежиссера, изучавший драматургию 
          в Московском театральном Институте и эмигрировавший в Германию в 1990 
          году, сейчас является одним из наиболее ярких представителей молодой 
          немецкой интеллектуальной литературы. Его последняя книга "Russen 
          Disco" - сборник пятидесяти рассказов, посвященных жизни русских 
          эмигрантов в Германии - основана на биографических событиях, происходивших 
          с самим автором или с его знакомыми. Тем не менее, их преподнесение 
          Каминером столь оригинально, что иногда трудно поверить в то, что подобное 
          вообще могло когда-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь происходить. Скульптор 
          Петров, изваявший собственную статую для выставки в Париже и проведший 
          неделю в деревянном ящике с единственной целью - бежать из Советского 
          Союза, или супружеская чета из ГДР, соорудившая из дождевиков воздушный 
          шар, чтобы пересечь границу. Все эти рассказы настолько фантастичны, 
          что не будь они описаны Каминером предельно просто - как один из эпизодов 
          собственной биографии или история, которой поделился с ним один из его 
          приятелей - вполне могли бы послужить прототипом для забытой советской 
          телепередачи "Очевидное и невероятное".
          Сергей Спирихин - один из наиболее ярких петербургских писателей, творчество 
          которого (в частности, книга "Философия Сё") не только оказало 
          значительное влияние на формирование Петербургского литературного контекста 
          90-х, но и имело продолжение в актуальном искусстве Петербурга.
          Последний роман Спирихина "Конина", номинированный на получение 
          премии Андрея Белого, написан в форме дневника, охватывающего период 
          с 29 ноября 2000 г. по 29 сентября 2001 г. Автор, находящийся в ситуации 
          своего рода вынужденной эмиграции в Ташкенте, занимается подготовкой 
          к другой - в Австрию, а книга, написанная на русском, периодически низвергается 
          в немецкий и узбекский языки, транскрипированные, впрочем, русскими 
          буквами. Нетрудно представить, что понимание отдельных фрагментов возможно 
          исключительно интуитивно: на основании мелодической, а не смысловой 
          близости.
          И "Russen Disco" и "Конина" меньше всего напоминают 
          литературу в привычном смысле этого слова. Разнородные и довольно-таки 
          обрывочные впечатления, расположенные в хронологическом порядке, и истории, 
          по своей нереальности приближающиеся то ли к анекдоту, то ли к фантастике, 
          по принципу своего построения - от спонтанных "истории о" 
          до "импровизаций на тему" - могли бы быть отнесены к жанру 
          текстового перформанса, если бы таковой существовал. В чем можно будет 
          убедиться, посетив презентацию, организованную Гете Институтом.
        Информ-агентство "Максимка"