Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

23.04.2003
Выставки

Музейные стены переехали в бутик
[Елена Невердовская]

Юрий Молодкоыец. Сокровища ПетербургаРабота фотографом в музее, несомненно, накладывает отпечаток. Тем более - в Эрмитаже, где Юрий Молодковец проработал несколько лет, отснял фотографии более чем к 80 каталогам и альбомам, создал необозримое количество другой технической фотодокументации.
В консервативные советские годы было угодно видеть в прикладной деятельности своеобразную нишу. Работая в цитадели традиционализма, фотограф получал возможность беспрепятственно впадать в авангардизм, конструктивизм, модернизм, как в ересь. Сегодняшняя свобода вероисповедания в искусстве изменила ситуацию. Художник теперь не нуждается в нише, он может смело говорить то, что хочет, и таким языком, какой сочтет адекватным высказыванию. Фотограф, обслуживающий нужды музея, превратился, таким образом, в чистого прикладника.
Вот, собственно, и все. Но не стоит забывать, что работа в музее накладывает свой отпечаток. Тем более - в Эрмитаже. Юрий Молодковец не избежал участи быть отмеченным. Он стал последовательным археологом, хранителем древностей, традиционалистом и инвентаризатором. Он открыл для себя, что "музей в нынешнем состоянии мира - последняя институция, которая не скомпрометировала смысл существования человечества. Альтернативы нет: любой продукт цивилизации ждет либо свалка, то есть тлен и забвение, либо музей - вечная жизнь среди эталонов красоты и гармонии". Он понял, как постепенно завоевывается "новая территория - территория экспозиции. И эта бескровная оккупация - последний, подготовительный этап окончания Истории".
Юрий Молодковец, как "новый археолог" принялся собирать "сокровища Петербурга", описывать и атрибутировать ценные экспонаты. Выбрав 300 из них, он предоставил зрителям возможность оценить свой труд музейщика и исследователя. Казалось бы, логично предъявить музей в музее. Но все сложилось иначе, мало того, просто - в тему: выставка "Сокровища Петербурга. 300 фотографий" открылась в интерьерной галерее "Stilhaus" (П. С., Малый пр., 54/56).
Новый музей открылся в модном мебельном бутике. Красные диваны, стеклянные столы, ковры, аксессуары - и фотографии Юрия Молодковца. Они висят не в рамках на стенах, а на тонком полотне над галереями второго и третьего этажа. Выставка эфемерна - также как изображенные на снимках объекты. Неловкое движение посетителя - и ткань с фотографиями, на которых изображены фрагменты стен дворцов, исторических зданий, мостов и мостовых, слетят вниз и исчезнут с глаз. День-два, месяц-два - и стены с трещинами залатает штукатур и выкрасит маляр, цветочек сорвут, бронзовые крылья ангелов почистят. Все непрочно, и более временного пристанища для драгоценных мгновений - красоты, стремящейся превратиться в прах, - чем дорогой интерьер модного магазина, выдумать невозможно. Все снимки, будучи выставлены в музее, были бы просто техническими документами, иллюстрациями к реставрационному процессу, рутиной, атрибутами музейного быта. Контраст же замшелой стены "Дома государственных имуществ" или нарисованного черной краской рояля на "Училище глухонемых" с блеском и высоким стилем законодателей интерьерных мод, довершает превращение фотодокумента в абстрактное полотно, в чистое искусство. Чтобы учредить новый музей, нужно было не просто покинуть существующий, но - поменять приоритеты. Выставить в качестве ценного то, что постоянно уничтожают во время реставраций, реконструкций и возрождений.
Выставка "Сокровища Петербурга" открыта до 27 мая.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100