Rambler's Top100

23.11.2001
Новости культуры

Место под солнцем для Эйзенштейна
Елена Невердовская

22 ноября в Москве в Доме кино состоялось открытие алтаря памяти, посвященного мексиканской художнице Фриде Кало и кинорежиссеру Сергею Эйзенщтейну. Событие стало центральной частью празднования мексиканского "Дня мертвых", которое оказалось возможным благодаря участию Посольства Мексики. Помимо традиционного праздничного ритуала в кинозале Дома кино демонстрировались два фильма: документальный фильм о Фриде Кало, художнице, жене знаменитого мексиканского живописца и революционера Диего Ривера, и версия фильма "Да здравствует Мексика!", смонтированный в Великобритании Мэри Синтон.
Судьба фильма "Que viva Mexico!" Сергея Эйзенштейна, над которым он совместно с Г. Александровым и оператором Э. Тиссом работал в течение 1930 - 1932 годов в Мексике, драматична. Помимо того, что были написаны несколько вариантов либретто: один, чтобы удовлетворить американских продюсеров, второй - чтобы мексиканские власти разрешили советской группе, над которой висело обвинение в "коммунистической пропаганде", приступить к съемкам, третий, на русском языке, был написан в Советском Союзе уже после съемок, - были сложности и с финансированием, и с негативным отношением Амкино, пресловутого "босса" Эйзенштейна, и с директором картины американцем Хантером Кимбро, который считал себя вправе вмешиваться в работу режиссера. Результатом стал тот факт, что Сергей Эйзенштейн сам не монтировал ни одного из 70 тыс. метров материала, отснятого на натуре и в подлинных интерьерах, в котором снялись только непрофессиональные актеры. Для того, чтобы возместить траты по распоряжению продюсера одна из новелл фильма - "Магей" - была в 1933 году смонтирована монтажером "Метро-Голдвин-Мейер" Солом Лессером. Получившийся фильм "Буря над Мексикой" Эйзенштейн назвал извращенным произведением, пародией на его замысел. Часто мексиканские съемки использовались в различных кинокартинах в качестве атмосферных вставок. В 1942 году торговая фирма "Белл и Хауэлл" выставляла на продажу "Мексиканскую симфонию", основанную на материале Эйзенштейна, то в качестве художественного фильма, то как шесть одночастевых короткометражек. Впоследствии продюсер Эйзенштейна Синклер передал материал в Музей современного искусства в Нью-Йорке. Воспользовавшись доступностью уникальных кадров американский киновед Джей Лейда в 1957 году смонтировал из них учебный фильм.
Фильм Мэри Синтон появился благодаря тому, что она в 1939 году выкупила у Синклера 6 тыс. метров материала. Смонтированный ею фильм первоначально назывался "Место под солнцем". В своей работе она руководствовалась планом Сергея Эйзенштейна.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100