Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

24.06.2004
Актуальное искусство

Кто приватизировал Восточную Европу?
[Елена Невердовская]

ПриватизацииПриставка "пост" – без сомнения, принадлежность прошлого века, элемент или деталь отработавшего колеса истории. Но она до сих пор функционирует, ее присоединяют к словам, ею обозначают понятия, с помощью нее описывают явления. В науке, литературе, современном искусстве. За примером далеко ходить не надо - на этой неделе в Берлине закрывается выставка "Приватизации", осуществляемая ЦКМ (Карлсруэ) в рамках исследовательского проекта «The Post-Communist Condition». Экспозиция долженствует продемонстрировать европейскому сообществу расставленные точки над "i": вот так повлиял советский коммунизм на страны и народы Восточной Европы, вот так – закат коммунистической эры, а вот тут уже проглядывает росток глобализации, здесь же рассыпаны плевелы настоящего рынка. За "i" в данном случае – искусство России, Польши, Югославии, Сербии, Болгарии, Казахстана и Украины. Среди тех, кто расставлял – профессор Борис Гройс, кураторы и критики Екатерина Деготь, Борис Михайлов, Михаил Рыклин, Андрей Фоменко.
Искусство, выставленное в Берлинском Kulturwerke, - само из уже отдалившегося "пост", пост-коммунистических, пост-диссидентских 90-х. Состоявшееся, музейное. "Мусульманский" проект АЕС, видео Чернышевой, Гутова, Осмоловского. Украинские снимки Михайлова - варианты других, не единожды демонстрировавшихся, вышедших отдельной книжкой и даже получивших приз в виде первой негосударственной русской премии в области современного искусства от General Satellite. Кроме художников с бывшей некогда одной шестой, свои произведения – утопические, провокационные, идеологические и т.д. – представили Саня Ивекович (Югославия), Алла Георгиева (Болгария), Недко Солаков, Андрей Ужика (Румыния), А. Жмиевский (Польша).
Точкой сборки "Приватизации" назначен некогда случившийся перелом, отсчет ведется от прошлого, произошедшего, и складывается такое впечатление, что - от неизменного. Потому что "раскрывают тему" одни и те же имена под постоянным углом зрения: ни шага в сторону от намеченного нонконформистами и диссидентами пути, ни одного "молодого" автора – по крайней мере, среди российских. Напоминает это научно-исследовательские институты времен социализма, служащие верой и правдой одной "школе", постепенно превращающиеся в богадельню. Похоже, что самое время появиться андеграунду второй степени, неоквартирникам и неодиссидентам, прорывающим блокаду идеологически выверенных чиновников от современного искусства и законсервированного академизма актуальных историков и арткритиков.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100