Rambler's Top100

24.08.2001
Артишок

Кусок пластика с сексуальным подтекстом
Максим Райскин

Феминистки, их сторонники из числа мужской половины человечества, а также антиконсьюмеристы всех мастей могут торжествовать: на прошлой неделе калифорнийский окружной суд отклонил иск крупнейшего в мире производителя кукол Барби к фотографу из штата Юта Тому Форсайту. Последний, с конца девяностых занимался ничем иным, как съемкой Барби в различных "внештатных" ситуациях. Результатом этих съемок стала серия "Пищевые цепи Барби", в которой фотограф усаживал куклу в фужеры для шампанского, помещал в микроволновую печь и заставлял позировать рядом с другой бытовой техникой. Названия фотографий им соответствовали и варьировались от "Солодовой Барби" (malt - сорт виски) до "Барби быстрого приготовления". Подобные абсурдные кухонные мотивы, по мнению Форсайта, служили одной цели - вернуть любимице всех девочек в возрасте от трех до шестнадцати лет ее подлинное культурное значение, заключающееся в том, что она есть ничто иное как воплощение американской культуры потребительства и конформизма.
В своем исковом заявлении, поданном еще в 1999 году, владелец фирмы Маттел вменял Форсайту в вину нарушение прав копирайта и ущерб торговой марке, ставшие результатом действий художника. Как уже, наверное, понятно, основным предметом спора стал корпоративный контроль за общественными символами и вопрос о том, имеет ли отдельно взятый художник право использовать интеллектуальную собственность других для того, чтобы критиковать подобного рода символы публично. Суд отказал в удовлетворении прошения, мотивируя это тем, что право свободы слова гарантировано американской конституцией, которая по своей силе превосходит законы об авторских правах и торговых марках. Как сказал Петер Элиасберг, юрист Американского Союза Гражданских Прав в Южной Калифорнии, а также один из адвокатов фотографа, это решение суда - "большая победа для него (Форсайта) персонально, а также большая победа для всех художников".
Впрочем, поражение Маттела означает не только торжество антиконсьюмеристских настроений, но и удар по голливудскому мифу о стандартизированной красоте. Или, как отметил по выходу из зала суда сам Форсайт, результат слушаний - "мощная победа для всех феминистов, критикующих Барби-стереотип женщины и бездумное его принятие, позволяющее Маттелу продавать эти гипер-сексуализированные куски пластика в миллионы американских семей". В этой связи становится понятным, почему среди фотографий Форсайта, помимо кухонной утвари, есть снимки обнаженной Барби с ее дружком Кеном, а лопасти миксера так напоминают шесты в стрип-баре, которые обвивают своими телами танцовщицы.
Действительно, Барби, впервые появившуюся в Америке в 1959 году, в эпоху хиппи и Haight-Ashbury, и стоившую в момент своего появления полтора доллара за штуку, уже давно ничто не связывает с бурными шестидесятыми. За более чем сорок лет своего существования она перестала быть просто куклой, став необходимой частью культурной идентичности американцев, чуть ли не частью национальной символики. Судьба, которая ее постигла, напоминает судьбу многих культурных символов, возникших как элемент свободы и раскрепощения, которые впоследствии сделались частью массовой культуры. Это, впрочем, было уже позавчера, а сегодня вряд ли можно что-либо радикально изменить, ведь человек - всего лишь продукт своего окружения. Но, как пишет Форсайт в своем манифесте, опубликованном на сайте www.creativefreedomdefense.org , если нам не удается избежать этого, мы можем хотя бы посмеяться над собой и над той ситуацией, в которую попали. По крайней мере, никто не сможет нам это запретить.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100