Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

25.02.2003
Новости культуры


Центр фотографии дает о себе знать
[Наталья Ульянова, "Деловой Петербург"]

Государственный центр фотографии (ул. проф. Попова, 23) провел репетицию своего открытия посредством молодой латвийской фотографии. Это первое петербургское учреждение культуры, которому достался государственный статус. Первое - если не считать музеев, получивших "госзнак" по наследству. Как объяснили организаторы центра, - замечая подобные "претензии на", "Москва" обычно сначала осматривается и если находит что-то подобное в столице, то выше филиала регионалам не прыгнуть. Что-то подобное в Москве конечно же есть, но Московский дом фотографии основан на частном капитале, поэтому государственный статус, облегчающий полнокровную деятельность (привоз западных выставок под гарантии государства, удовлетворение запросов в российские музеи, неохотно отдающие свои коллекции), ему было бы не получить. Хотя у центров есть и много общего. Например, то, что происхождение петербургского также идет от "частных рук": меценаты из "Эра-фонд", - передали свои площади в федеральную собственность. Это фактически беспрецедентный подарок - обычно все происходит наоборот. Другое тождество заключается в том, что, как и глава Московского дома фотографии Ольга Свиблова, - председатель правления вышеназванного фонда, он же "зам" нового центра, Дмитрий Шнеерсон - пришли к "фотографической" мысли после посещения Европейского центра фотографии в Париже. Но в случае с Петербургом есть одна маленькая и предумышленная деталь. Дмитрий Шнеерсон не мог не предполагать появление центра, поскольку его собственное происхождение - как раз из фотографии. Один из самых интересных фотографов Петербурга, участник концептуального движения (группа "ТАК", в которую кроме него входили Андрей Чежин и Юрий Матвеев), участник выставок в России, во Франции и Германии. Все это удачно совпало с целями и возможностями Захара Коловского, главы Петербургского общества "А-Я" и ныне директора центра.
Условность открытия, в свою очередь, связана с тем, что выставку "12" - центр принял как факт обменной международной программы. Но появление латвийской фотографии тоже не случайно: до того, как страна, что называется, "открыла диафрагму", латвийская школа считалась для РФ-фотографов неким образцом, намеком на то, что происходит на Западе, не исключая при этом собственную самодостаточность. Все это было показано на выставке. Сдержанные, но эмоциональные, простые в большинстве своем работы: портреты друзей, пубертатные рефлексии, "портреты" почти выброшенных туфель, скромные детали в маленьких пейзажах, - прозвучали как нужные слова в нужную секунду, что собственно и является предметом фотографии.
"По-настоящему", по-министерски, центр откроется только в апреле-мае. Сейчас решается, чем именно, скорее всего, - фотографией исторического Петербурга, причем московского происхождения, поскольку, как выяснилось, в частных московских коллекциях Петербург позапрошлого века представлен более полно. Еще одно совпадение: в настоящее время в Московском доме фотографии проходит выставка "Санкт-Петербург и его окрестности в фотографиях XIX века".



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100