Rambler's Top100

26.04.2002
Выставки

Годы в России - лестница на авангардный Олимп
[Елена Невердовская]

25 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Наталья Гончарова. Годы в России", экспозицию которой составили около 250-ти живописных и графических работ. Это третья выставка художницы на родине - первые две состоялись в Москве и Петербурге в 1913-1914 годах. По мнению сотрудников, по своей масштабности она сравнима с глобальными проектами Русского музея, такими как "Русский портрет" или "Импрессионизм в России". Сходство не столько в количественных показателях - работы для нескольких залов в корпусе Бенуа предоставили 22 российских музея, Музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке, Кельнский музей изобразительных искусств, российские и зарубежные частные собрания, сколько в концептуальности подхода, который характерен для русских историографов. Большое внимание при создании экспозиции уделялось не форме того или иного произведения, что является обычным при экспонировании авангардного искусства, а содержанию. Произведения объединялись в тематические циклы: крестьянский быт, евангелические сюжеты, еврейская семья. В отдельном зале оказались собраны как футуристические произведения ("Велосипедист" (1913), "Фабрика" (1912)), так и работы, выполненные в соответствие с теорией "лучизма" - "Лучистые лилии" (1913), "Орхидеи" (1913), "Кошка (лучистое восприятие розовое, черное и желтое)" (1913). Последняя из перечисленных картин принадлежит Музею Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке, на ее транспортировку у Русского музея не было средств, и если бы не помощь итальянского мецената, оплатившего дорогу, представить, что же такое "лучизм", посетителю выставки было бы затруднительно.
Вообще, необходимо отметить, что данная выставка является первым опытом работы с ведущими музеями мира. В первый раз Русский музей послал запрос на участие работы в выставке и не получил отказ (не ото всех - Центр Помпиду в Париже не экспонирует произведения Гончаровой за пределами собственных стен). Впервые Русский музей самостоятельно оплатил транспортировку и страховку картин. Правда, эти правила меж музейного сотрудничества, принятые во всем мире, стали одной из причин длительного срока подготовки экспозиции - выставка задумывалась к столетию Гончаровой (1981), а реализовалась более десяти лет спустя.
На данный момент настоящая выставка и каталог, в котором опубликованы и произведения, экспонируемые в залах музея, и те, которые по каким-либо причинам не присутствуют, а также статьи, посвященные живописному и театральному творчеству художницы, ее биография, предоставляют возможность наиболее полно понять и оценить личность Гончаровой, ее самобытность и вклад в историю искусства. По крайней мере, так считают организаторы выставки, в пресс-справке они авторитетно заявили, что к моменту своего отъезда в Швейцарию "художница уже реализовала все то существенное и новое, что суждено было ей внести в живопись ХХ века". Патриоты в это могут легко поверить.

Ссылки по теме:
Наталья Гончарова. Годы в России [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100