Rambler's Top100

26.12.2001
Выставки

"Ибо я не надеюсь увидеть опять"
[Елена Невердовская]


Борис Кудряков. Алексей Георгиевич. 1958.

Выдумать героя, сочинить события, написать об этом книгу - не стоит труда. Оставить свидетельства о реально произошедшем гораздо труднее, еще сложнее оставить вещественную или словесную память о мелочах, первыми выпадающих из воспоминаний. Особенно писателю, который может потратить весь допустимый объем печатных страниц только на описание, скажем, старого двора: шершавых сгнивших досок, запаха дыма и ужина, скрипа двери, - и не добиться желаемого результата. Фотографу, возможно, остановить любое мгновение гораздо проще. Хотя это не совсем так. Визуального образа бывает недостаточно, "ибо иногда" требуются именно слова.
В этом можно убедиться, посетив выставку Бориса Кудрякова (Гран Бориса) "Коррелят еловога сада", которая проходит сейчас в Санкт-Петербургском обществе "А-Я". На ней представлена вторая часть книги "Ибо иногда" (первую часть - "Дисциплинарные танцы" - можно было увидеть в 1998 году в галерее "Борей"). Писатель Борис Кудряков - автор множества рассказов, четырех романов и семи пьес, отмеченный Премией Андрея Белого (1979), премией им. отца русского футуризма Д.Д. Бурлюка (1992), премией за вклад в развитие малой прозы от правительства Москвы (1998), - прибегает к помощи фотографии, достоверно подтверждающей события прошлого. Фотограф и художник Борис Кудряков - автор десятка уникальных фотокниг, находящихся в коллекциях ценителей фотографии, участник андеграундных (с конца 1960-х) и официальных (с 1989) художественных и фотовыставок, - записывает сведения о времени и месте съемки, указывает данные о фотоаппарате, которым сделан тот или иной снимок, о пленке, проявителе и фотобумаге. Ибо никогда…
"Ибо знаю, что время всегда есть время
И что место всегда и одно лишь место
И что сущим присуще одно их время
И одно их место…" (Т.С. Элиот)
То, что когда-то происходило каждый день или случалось только иногда и представлялось в то время неизменным, а, может, и не заслуживающим внимания - никогда не повторится. Не пьют портвейн и не покупают семипалатинскую колбасу, не гуляют в Стрельне, школьницы не носят больше белые фартуки, а в гостях не обсуждают и не читают запрещенные книги. Кого-то из людей, изображенных на снимках нет в живых, кто-то случайно попавший в кадр так и остался безымянным прохожим. И это появление и исчезновение больше говорит о жизни и смерти, чем документальная история с началом и концом, напоминающая выдуманный роман.
"Ибо я не надеюсь вернуться опять
Ибо я не надеюсь
Ибо я не надеюсь вернуться…"(Т.С. Элиот)
"Коррелят еловога сада" - это величина, демонстрирующая взаимную зависимость представления о себе в настоящий момент и воспоминаний о прошлом. То "я", что есть сейчас - это результат прошлой жизни, закончившейся истории, изменившегося времени, исчезнувших мелочей. Одним словом, того, что умерло. Или никогда не было - появилось только благодаря Гран Борису и существует как бесконечная в своем пределе книга "Ибо иногда", свидетельствующая о смерти: "Ибо я не надеюсь вернуться опять…"



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100