Rambler's Top100

27.02.2002
Выставки

Чтобы выжить, необходимо превратиться
[Елена Невердовская]

До 3 марта в выставочном зале журнала НоМИ открыта выставка "Страна чудес. Wonderland", которую авторы - график Сергей Швембергер и Ренцо Олива, писатель и художник, а по основному роду занятий - итальянский дипломат, - отнесли к жанру литературно-художественной инсталляции. Основу экспозиции составил роман Ренцо Оливы "Страна чудес", опубликованный в 2000 году в журнале "Звезда". Напечатанные на больших листах кальки фрагменты текста (как на языке оригинала, так и в переводах) помещены на стенах между графическими листами Швембергера, представляющими собой безвоздушное, лишенное света символическое пространство, в котором равноправно пребывают в качестве знаков фразы из романа, маски, проволочные бесплотные фигурки.
Посетители, чтобы понять, в какой все-таки "Стране чудес" они оказались, вынуждены читать отрывки романа - монотонные, лишенные сюжета, истории, диалогов, знаков препинания, часто напоминающие заклинания или попросту бред. Одним словом, зритель должен превратиться в читателя, который не способен быстро пробежать глазами текст и воспринять необходимую информацию, но лишь - вообразить злополучного героя, этого непонятного Иеро, то влюбленного и дерзкого, то боящегося смерти и читающего предупредительные знаки во сне. И в какой-то момент наступает понимание того, что авторы добились своего: читатель попал в роман как в ловушку. Его вырвали из действительности газетного чтива и детективного транспортного чтения, вынули из теплой постели, отобрали снотворный роман. В этой "Стране чудес" очень неуютно, холодно и необходимо постоянно что-то совершать, чему-то следовать - тексту, картинке, музыке. Музыка, постоянно сопровождающая выставку, замечается не сразу. Только когда посетитель понимает, что увяз, он начинает прислушиваться и различает звучащую в искусственно построенном пространстве музыку ("Capriccio" Сергея Курехина). После этого все уже кажется рукотворным - и тени от проезжающих на улице машин, мелькающие на белой стене, и приглушенные голоса за дверью. А выход из галереи воспринимается как переход из пространства виртуального в реальное.
Этого эффекта и хотели добиться авторы. Выставка в НоМИ, таким образом, является удачной попыткой на пути реализации литературно-художественного проекта в качестве фильма или видео с виртуально-анимационным художественным наполнением. Возможно, что именно такой комплексный продукт поможет выжить, так называемому, роману самовыражения, которому все, и даже сами авторы выставки, пророчат скорую смерть.

Ссылки по теме:
НоМИ представляет "Страну чудес" [Елена Невердовская]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100