Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

28.08.2005
Актуальное искусство

Медленное искусство
[Марта Юнг]

Jan Fabre "Fleischklumpen". Ян Фабр "Мясной ком", 1997. Фото: Максим Райскин"Жизнь – скоротечна, искусство – медленно", - писал швейцарский писатель и художник Йохан Хайнрих Фуссли в XVIII веке. Не знаю, как в плане жизни, но сказать то же об искусстве три века спустя никак нельзя. Современное искусство, не требует длительного разглядывания, наоборот – существует только в момент мгновенного, как укол булавкой, взгляда. Глянул, прочитал подпись под картинкой, понял идею, пошел дальше. Где угодно, но только не на выставке "Slow art", открытой до 6 ноября в дюссельдорфском музее Кунст Паласт. У нее и название соответствующее – "медленное искусство".

Фольклор и традиция – тормоза современности

Thierry De Cordier "Der Bewacher unseres Gemuesegartens". Тьерри де Кордье "Гроза птиц. Хранитель моего огорода. Или Мне абсолютно нечего делать с  ХХ веком ". 1988. Фото: Максим Райскин"Slow art" – это выставка современного искусства Нидерландов и Фландрии. 38 художников, живопись, инсталляции, видео, фото, скульптура, перформанс, натюрморты, ландшафты, портреты – всего не перечислишь. Рядом с произведениями звезд и классиков жанра вроде Марлен Дюма, Люка Тюйманса, Яна Фабра, Вима Дельвуа и Ринеке Дикстра работы более молодых, не так известных, но от этого не менее интересных художников.
Работы объединяет какая-то совершенно потусторонняя медитативность, что, вероятно, является голландско-фландрской национальной особенностью. Можно без конца разглядывать голландские изразцы, которыми украшена как будто привезенная из парка развлечений самая настоящая "Карусель" Карстена Холера. Сам сюжет (карусель) и намеренный ретро мотив, в котором она выполнена, возвращает зрителя в детство, когда дома казались огромными, а время таким же медленным, как в песочных часах.
Точно также можно бесконечно наблюдать отход поезда на мониторе, рамкой которого служит фотография, на которой издевательски запечатлен холст на подрамнике. Монитор при этом, выполняет роль хоста – таким образом Гер Ван Элк, одновременно говорит последнее адьё традиционной голландской ландшафтной живописи, и тут же возвращает ее снова, в качестве видео.
Вообще, национальная художественная традиция обыгрывается в той или иной форме во всех работах, что, впрочем, не является единственным способом затормозить ускоряющуюся современность.

Жизнь после смерти

Berlinde De Bruyckere "Horse". Берлинда Брюйкере "Лошадь". Фото: Максим РайскинСмерть – модус существования, в котором время отсутствует по определению. "Мясной ком" Яна Фабра, спрессованный из мертвых жуков, или чучело мертвой лошади Берлинды Брюйкере тоже не обошлись без исторических коннотаций. Коллективное тело инсектов своей формой и пропорциями отсылает к забитым волам Рембрандта. А лошадь Брюйкере – к натюрмортам голландского живописца XVII века Абрахама Хендрикса.
Мертвая лошадь, в представлении художницы – это такое тело без органов. Ни глаз, ни копыт, ни хвоста. Идея лошади, а не лошадь. Лучший способ свести счеты с жизнью и с временем. В конце концов, после смерти лошади всегда остается идея лошади, а после смерти художника – его работы, которые можно бесконечно долго рассматривать.

Египет нам поможет

Carlo Mistiaen "Zwei Servietten, die sich anlachen". Карло Мистиаен "Две салфетки, которые смеются друг над другом". 2001. Фото: Максим РайскинДругие художники, стремясь замедлить время, прибегают не к историческим или фольклорным, но к риторическим или даже мифологическим приемам. Так Тьерри де Кордье – согласно его собственному определению, мыслитель, живописец фасадов, сортировщик картошки, садовник, монах, поэт, философ, улучшатель мира, ночной сторож – создал огородное пугало "Гроза птиц. Хранитель моего огорода". Пугало несет на груди деревянную балку на которой значится " Мне абсолютно нечего делать с ХХ веком" и само выглядит то ли как египетский бог Гор, то ли как гибрид человека и птицы.
В Древнем Египте, как известно жизнь после смерти не прекращалась, а переходила в новое измерение и, соответственно, обладала гораздо большей длиной. Эту "египетскую" вневременность можно обнаружить и в других работах. Например, в "Автопортрете" Марка Мандерса, больше похожем на какое-то ритуальное захоронение, чем на портрет. Или в объектах Карло Мистиаена, который соорудил из чашек и салфеток подобие двух мумий смеющихся друг над другом.

История, которую ты продолжаешь

Mark Manders "Selbstportraet". Марк Мандерс "Автопортрет". Фото: Максим РайскинПеречень стратегий, каким образом можно замедлить время или задержать зрителя около работы, при желании можно продолжать дальше. Основной же метод один – нужно сделать время содержанием работы. Не удивительно, в этом смысле, что выставка открылась в Музее одновременно с большой ретроспективой голландской живописи XVI – XVIII веков "Праздник живописи". Теоретически и организационно, если не считать "единства места", где выставки демонстрируются, "Slow art" и "Праздник живописи" никак между собой не связаны. Однако, фактически "Медленное искусство" представляет собой художественно-историческую рефлексию, а зрителю предоставлена возможность –сопоставлять, оценивать или даже развивать и трансформировать содержание работ современных художников в соответствии с тем, что он видел этажом ниже.
Искусство, как известно, не рождается в пустом пространстве. Хотя специально, о какой-то особой голландско-фландрской идентичности речь не идет. Да и о каком "единстве места" можно говорить в объединенной Европе, к тому же если большинство художников известны далеко за пределами Голландии и Бельгии. Вместо этого зрителю предлагается другая идентичность – идентичность времени. Речь идет, прежде всего, о преемственности, об искусстве, которое, по выражению художественного критика Роберта Хугха, "содержит время как ваза воду". Современность дарит нам эту возможность: ты есть не то место, где ты живешь, но та история, которую ты продолжаешь.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100