Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

29.05.2003
Выставки

300 вещей, которые были, есть или отсутствуют в Петербурге
[Максим Райскин]

Александр Флоренский -  О положении дел в Петербурге за последние триста летВ галерее журнала "НоМИ" открылась выставка рисунков Александра Флоренского "О положении дел в Петербурге за последние триста лет"- хроника 300 летней истории Петербурга, нарисованная за три года. Стремясь соответствовать юбилейной ситуации, Флоренский выставил не все картинки, выполненные с мая 2000 года по сегодняшний день, но только 300 из них. Общего количества хватило бы на пятисотлетие или даже больше.
Рисунки, о которых идет речь, Флоренский начал рисовать в мае 2000 года для петербургских страниц газеты "Коммерсантъ". С периодичностью, которой завидовали многие питерские художники, эти картинки-комиксы продолжали появляться в "Коммерсанте" ровно два года - до мая 2002. Затем был небольшой перерыв, после чего - в последние несколько месяцев - эстафету приняла "Новая газета". Городская хроника, политика, культура, наука, люди, животные - вот неполный перечень тем, к которым обращается Флоренский. Все комиксы, нарисованы в бесшабашном и до сих пор умилительном митьковском стиле и снабжены развернутыми комментариями, имеющими якобы просветительскую ценность. Так, рисунок летучей мыши сопровождается надписью "Значение летучих мышей основывается на их необыкновенной прожорливости. Пищеварение у них такое быстрое, что они, собственно, могут есть не переставая", а рисунок зайца и домика - комментарием "Весел ласков и красив зайчик шел в коператив. 25 апреля 1926 г.".
Помимо зайцев, летучих мышей и другой живности есть портрет литератора А.Битова, ростовые портреты дореволюционной футбольной команды, другие разного рода персонажи и архитектурные памятники (вроде Ижорского завода или аэропорта Пулково "с пассажиропотоками") которые взятые вкупе с комментариями Флоренского оказываются помещенными в зачастую неожиданный и очень смешной контекст.
Апофеозом этого юмора и лжепросветительства является рисунок Московского вокзала, с подробными указателями, где вокзал, а где социалистическая стелла, воздвигнутая на месте дореволюционного памятника. Рисунок сопровождает надпись в духе Магритта или "китайской энциклопедии Борхеса": "Еще в СПб есть Московский район, Московский проспект, Московские ворота". О том, что же еще есть московского в Петербурге, зритель додумывает уже сам.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100