 Реставраторам 
            картин хорошо известно, что краска со временем блекнет, а дерево рассыхается. 
            Впрочем, искусство второй половины ХХ века предъявило к ним совсем 
            другие требования. Вместо живописи они должны теперь заботиться о 
            крошащемся и тающем шоколаде, мумифицированных объектах биологического 
            происхождения, выцветающих фотографиях и видеокассетах. Многие "неортодоксальные" 
            объекты своих реставраторов нашли. Исключением осталось видео, о котором 
            с момента его возникновения никто особо не заботился. Большинство 
            оригиналов, если это слово вообще уместно в отношении видеоискусства, 
            оставались в коллекциях их авторов, а музеи получали в свое распоряжение 
            лишь копии.
Реставраторам 
            картин хорошо известно, что краска со временем блекнет, а дерево рассыхается. 
            Впрочем, искусство второй половины ХХ века предъявило к ним совсем 
            другие требования. Вместо живописи они должны теперь заботиться о 
            крошащемся и тающем шоколаде, мумифицированных объектах биологического 
            происхождения, выцветающих фотографиях и видеокассетах. Многие "неортодоксальные" 
            объекты своих реставраторов нашли. Исключением осталось видео, о котором 
            с момента его возникновения никто особо не заботился. Большинство 
            оригиналов, если это слово вообще уместно в отношении видеоискусства, 
            оставались в коллекциях их авторов, а музеи получали в свое распоряжение 
            лишь копии.
            Проект "40 лет видеоискусства" ("40jahrevideokunst.de") 
            грозит ситуацию переломить, по крайней мере, в Германии: впервые за 
            40 лет работы классиков немецкого видеоискусства отреставрированы 
            и сведены на один DVD. В "учебник истории" попали понятно 
            не все – лишь 59 работ общей протяженностью 27 часов. С конца марта 
            "антология" демонстрируется одновременно сразу на пяти выставочных 
            площадках: в кунстхалле Бремена, Мюнхенском Ленбаххаузе, Лейпцигском 
            музее изящных искусств, ZKM Центре искусства и медиатехнологий в Карлсруэ 
            и в Дюссельдорфском К21 – собрании искусства земли Северный Рейн – 
            Вестфалия. Такого крупномасштабного юбилея видеоискусство еще не видывало.
          Анналы открытые всем
             Как 
            говорит директор Бременского Кунстхалле Вульф Херцогенрат, парадоксальность 
            ситуации, в которую попало видеоискусство заключается в том, что "получить 
            доступ к видео, которое по определению является легко воспроизводимым 
            медиумом, зачастую гораздо сложнее чем, например, к живописи". 
            По расчетам кураторов, выпуск DVD, канонизировавшего классические 
            работы, может быть выходом: теперь работы Нам Джун Пайка, Ульрике 
            Розенбах и Розмари Трокель будут доступны посетителю любого немецкого 
            музея или библиотеки.
Как 
            говорит директор Бременского Кунстхалле Вульф Херцогенрат, парадоксальность 
            ситуации, в которую попало видеоискусство заключается в том, что "получить 
            доступ к видео, которое по определению является легко воспроизводимым 
            медиумом, зачастую гораздо сложнее чем, например, к живописи". 
            По расчетам кураторов, выпуск DVD, канонизировавшего классические 
            работы, может быть выходом: теперь работы Нам Джун Пайка, Ульрике 
            Розенбах и Розмари Трокель будут доступны посетителю любого немецкого 
            музея или библиотеки.
            Как уже говорилось, среди художников, попавших в анналы, случайных 
            нет: от "Солнца в твоей голове" Вольфа Востелла (1963) через 
            "Войлочное ТV" Йозефа Бойса (1970) и "Доброе утро мистер 
            Оруэлл" Пайка (медиапривет Джорджу Оруэллу, показанный в канун 
            нового 1984 года по всему миру), до "Атомного футбола" Корпи 
            и Лёфлера (2004). Критериев отбора у жюри, в которое вошли представители 
            всех пяти институций, было три: место производства – Германия; техника 
            – видео, предназначенное для показа на экране телевизора или компьютера; 
            а также - сравнительно небольшая известность работы (как противовес 
            известности ее автора).
          Произвольная программа
             59 работ составили "канон" – обязательную демонстрационную 
            программу пяти музеев. Помимо этого каждая из пяти институций внесла 
            собственную лепту. Произвольная часть – тематические выставки, которые 
            во всех пяти музеях разные. ZKM, например, сконцентрировался на самых 
            ранних работах, а также на технических проблемах их реставрации и 
            консервации. Помимо видео здесь выставлена техника - ранние рекордеры 
            фирм Sony, U-Matic, Volksvideorekorder - первый немецкий народный 
            видеомагнитофон. Приобрести их тогда было по карману лишь немногим 
            сумасшедшим. Volksvideorekorder по тем меркам стоил сравнительно недорого 
            – всего 2000 марок на Ганноверской Мессе 1968 года.
 
            59 работ составили "канон" – обязательную демонстрационную 
            программу пяти музеев. Помимо этого каждая из пяти институций внесла 
            собственную лепту. Произвольная часть – тематические выставки, которые 
            во всех пяти музеях разные. ZKM, например, сконцентрировался на самых 
            ранних работах, а также на технических проблемах их реставрации и 
            консервации. Помимо видео здесь выставлена техника - ранние рекордеры 
            фирм Sony, U-Matic, Volksvideorekorder - первый немецкий народный 
            видеомагнитофон. Приобрести их тогда было по карману лишь немногим 
            сумасшедшим. Volksvideorekorder по тем меркам стоил сравнительно недорого 
            – всего 2000 марок на Ганноверской Мессе 1968 года.
            Ленбаххауз показывает современное видеоискусство, а кунстхалле Бремена 
            – видеоскульптуру Востелла, Бойса, Гери Шума, Отто Пине и Нам Джун 
            Пайка, умершего в этом году. В фокусе Лейпцигского Музея изящных искусств 
            – искусство ГДР, в котором видео по определению отсутствовало, зато 
            имелся в наличии параллельный феномен - 16 миллиметровое андеграундное 
            художественное кино.
          Дух утопии
             В противоположность Лейпцигу Дюссельдорфский К21 сконцентрировался 
            на 80-х годах в Западной Германии. В центре экспозиции работа Дитера 
            Кисслинга "Занавесы" – полутораминутный этюд, в котором 
            две портьеры, попеременно поднимаясь, открывают зрителю самый обычный 
            спортивный зал, вдоль дальней стены которого сложены разноцветные 
            маты, вызывающие ассоциации с абстракциями Мондриана. В 80-х видео 
            меняет место своего обитания: с экрана телевизора оно перемещается 
            на стены галерей, впервые заявляя о себе как о синтезе картины и пространства, 
            и минималистичная работа Кисслинга недвусмысленно дает это понять.
 
            В противоположность Лейпцигу Дюссельдорфский К21 сконцентрировался 
            на 80-х годах в Западной Германии. В центре экспозиции работа Дитера 
            Кисслинга "Занавесы" – полутораминутный этюд, в котором 
            две портьеры, попеременно поднимаясь, открывают зрителю самый обычный 
            спортивный зал, вдоль дальней стены которого сложены разноцветные 
            маты, вызывающие ассоциации с абстракциями Мондриана. В 80-х видео 
            меняет место своего обитания: с экрана телевизора оно перемещается 
            на стены галерей, впервые заявляя о себе как о синтезе картины и пространства, 
            и минималистичная работа Кисслинга недвусмысленно дает это понять.
            Другой аспект – документальный. От социального видео Герда Конрада 
            и Хармута Яна, задокументировавших во всех подробностях общественный 
            скандал, вызванный смертью от голодовки члена группы RAF Хольгера 
            Майнса, через медитативное видео "Город Ангелов" Марины 
            Абрамович и Улая, до "Эшафота" Инго Гюнтера, "взойдя" 
            на который можно на собственной шкуре почувствовать априорную агрессию, 
            которую несет с собой любое видеоизображение. Частное телевидение, 
            активность левых групп, панк-движение – все это достигло в 80-е годы 
            в ФРГ своего пика. Демократия и утопия, идущая с ней рука об руку: 
            лучшего чем видео медиума для них попросту не придумать.
            
            Опубликовано в журнале "Арт 
            Хроника"