Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

29.05.2006
Выставки

Всегерманская канонизация
[Максим Райскин]

Дитер Кисслинг "Занавесы", 1982 – 1986, цв., звук, 1 мин 40 сек. Фото Максим РайскинРеставраторам картин хорошо известно, что краска со временем блекнет, а дерево рассыхается. Впрочем, искусство второй половины ХХ века предъявило к ним совсем другие требования. Вместо живописи они должны теперь заботиться о крошащемся и тающем шоколаде, мумифицированных объектах биологического происхождения, выцветающих фотографиях и видеокассетах. Многие "неортодоксальные" объекты своих реставраторов нашли. Исключением осталось видео, о котором с момента его возникновения никто особо не заботился. Большинство оригиналов, если это слово вообще уместно в отношении видеоискусства, оставались в коллекциях их авторов, а музеи получали в свое распоряжение лишь копии.
Проект "40 лет видеоискусства" ("40jahrevideokunst.de") грозит ситуацию переломить, по крайней мере, в Германии: впервые за 40 лет работы классиков немецкого видеоискусства отреставрированы и сведены на один DVD. В "учебник истории" попали понятно не все – лишь 59 работ общей протяженностью 27 часов. С конца марта "антология" демонстрируется одновременно сразу на пяти выставочных площадках: в кунстхалле Бремена, Мюнхенском Ленбаххаузе, Лейпцигском музее изящных искусств, ZKM Центре искусства и медиатехнологий в Карлсруэ и в Дюссельдорфском К21 – собрании искусства земли Северный Рейн – Вестфалия. Такого крупномасштабного юбилея видеоискусство еще не видывало.

Анналы открытые всем
Марина Абрамович, Улай (Уве Лайсипен) "Город ангелов", цв., звук, 20 мин. Фото Максим РайскинКак говорит директор Бременского Кунстхалле Вульф Херцогенрат, парадоксальность ситуации, в которую попало видеоискусство заключается в том, что "получить доступ к видео, которое по определению является легко воспроизводимым медиумом, зачастую гораздо сложнее чем, например, к живописи". По расчетам кураторов, выпуск DVD, канонизировавшего классические работы, может быть выходом: теперь работы Нам Джун Пайка, Ульрике Розенбах и Розмари Трокель будут доступны посетителю любого немецкого музея или библиотеки.
Как уже говорилось, среди художников, попавших в анналы, случайных нет: от "Солнца в твоей голове" Вольфа Востелла (1963) через "Войлочное ТV" Йозефа Бойса (1970) и "Доброе утро мистер Оруэлл" Пайка (медиапривет Джорджу Оруэллу, показанный в канун нового 1984 года по всему миру), до "Атомного футбола" Корпи и Лёфлера (2004). Критериев отбора у жюри, в которое вошли представители всех пяти институций, было три: место производства – Германия; техника – видео, предназначенное для показа на экране телевизора или компьютера; а также - сравнительно небольшая известность работы (как противовес известности ее автора).

Произвольная программа
Инго Гюнтер "Пять пятьдесят в темноте (эшафот)", 1988 – 1995. Интерактивная скульптура с интегрированным монитором, дерево, цвет, стерео, 5 минут 50 сек. Фото Максим Райскин 59 работ составили "канон" – обязательную демонстрационную программу пяти музеев. Помимо этого каждая из пяти институций внесла собственную лепту. Произвольная часть – тематические выставки, которые во всех пяти музеях разные. ZKM, например, сконцентрировался на самых ранних работах, а также на технических проблемах их реставрации и консервации. Помимо видео здесь выставлена техника - ранние рекордеры фирм Sony, U-Matic, Volksvideorekorder - первый немецкий народный видеомагнитофон. Приобрести их тогда было по карману лишь немногим сумасшедшим. Volksvideorekorder по тем меркам стоил сравнительно недорого – всего 2000 марок на Ганноверской Мессе 1968 года.
Ленбаххауз показывает современное видеоискусство, а кунстхалле Бремена – видеоскульптуру Востелла, Бойса, Гери Шума, Отто Пине и Нам Джун Пайка, умершего в этом году. В фокусе Лейпцигского Музея изящных искусств – искусство ГДР, в котором видео по определению отсутствовало, зато имелся в наличии параллельный феномен - 16 миллиметровое андеграундное художественное кино.

Дух утопии
Гердт Конрадт и Хармут Ян "О Хольгере Майнсе – попытка – наш взгляд сегодня", 1982, цв., звук, 110 минут. Фото Максим Райскин В противоположность Лейпцигу Дюссельдорфский К21 сконцентрировался на 80-х годах в Западной Германии. В центре экспозиции работа Дитера Кисслинга "Занавесы" – полутораминутный этюд, в котором две портьеры, попеременно поднимаясь, открывают зрителю самый обычный спортивный зал, вдоль дальней стены которого сложены разноцветные маты, вызывающие ассоциации с абстракциями Мондриана. В 80-х видео меняет место своего обитания: с экрана телевизора оно перемещается на стены галерей, впервые заявляя о себе как о синтезе картины и пространства, и минималистичная работа Кисслинга недвусмысленно дает это понять.
Другой аспект – документальный. От социального видео Герда Конрада и Хармута Яна, задокументировавших во всех подробностях общественный скандал, вызванный смертью от голодовки члена группы RAF Хольгера Майнса, через медитативное видео "Город Ангелов" Марины Абрамович и Улая, до "Эшафота" Инго Гюнтера, "взойдя" на который можно на собственной шкуре почувствовать априорную агрессию, которую несет с собой любое видеоизображение. Частное телевидение, активность левых групп, панк-движение – все это достигло в 80-е годы в ФРГ своего пика. Демократия и утопия, идущая с ней рука об руку: лучшего чем видео медиума для них попросту не придумать.

Опубликовано в журнале "Арт Хроника"



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100