Rambler's Top100

30.04.2002
Актуальное искусство

"Большая стирка" Глюкли и Цапли
[Елена Невердовская]

28 апреля на Малой сцене театра Балтийский дом в рамках выставки "Сценический глаз" недавно возникшая группа "Мусорщики" (Олег Головко, Мария Лукка, Александр Мохов, Николай Слободяник, Иван Совлачков) и давно известная Фабрика Найденных Одежд (Наталья Першина-Якиманская (Глюкля) и Ольга Егорова (Цапля)) представили свои перформансы.
Описать представление "Мусорщиков" можно в двух словах: до антракта пять персонажей разбрасывали опилки, после - собирали их в некое подобие пирамиды. На том, что это было представление, а не перформанс, сошлись во мнении, практически, все присутствующие. Иван Чечот даже назвал это "музыкальным театром", с хитроумностью Одиссея поведав всем, что все составные элементы искусства были налицо, не хватало, разве что, катарсиса. Или, если отвлечься от древнегреческих аллюзий, - слишком много средств, глубокомысленных намеков и слишком мало смысла.
В перформансе Глюкли и Цапли, напротив, катарсис неизменно присутствовал в каждой новелле и выступлении (по признанию авторов, это был литературный перформанс), смысла было еще больше, средств - просто преизбыток: это и проецирование слайдов на огромный экран, и белые маскировочные комбинезоны, и поэт в желтом махровом халате, в шинели, с коньками на ногах, и девушки с одеждами и вещицами, рассказывающие о собственных страхах и о пережитых мистических историях.
Поэт Александр Скидан, сидя за освещенным круглым столиком, читал краткие новеллы о жизни женщин и девушек, о любви, о подвиге и о смерти. Реальные девушки (или "модели", как между собой называли их авторы), в свою очередь, говорили не о "возвышенном", но о "земном": подобные истории, затертые до дыр, обычно рассказывают пассажиры поезда во время дальних поездок. В конце выступления каждой "модели" зал аплодировал. Овация предназначалась не столько артистизму рассказчицы или увлекательности истории, сколько являлась выражением солидарности, сублимацией собственного желания оказаться на сцене и рассказать свою "затертую до дыр" историю.
Все действие напоминало не перформанс, и даже не театр, но - ток-шоу "Большая стирка", "Я сама" и "Простая история". Шоу Глюкли и Цапли, как и вышеупомянутые телепередачи, характеризовало телевизионное смешение жанров: видео сюжет, знаменитость (Александр Скидан) в роли свадебного генерала, откровения перед залом, рукоплещущая публика. Недостатком было лишь отсутствие харизматической фигуры ведущего, который бы дарил зрителю из зала счастливую возможность высказаться. Вместо интерактивного включения зрителя в представление, Глюкля и Цапля воспользовались старым театральным концом: они свели под руки поэта, как пророка, в толпу, и он разбросал свои белые листочки, как последние откровения.
Последнее время казалось, что ФНО исчерпало все ресурсы своей любимой медии - "платья", использовав арсенал всех средств. Настоящее представление в Балтдоме показало, что Цапля и Глюкля нашли новый резерв - телевидение. Самое время им основывать собственную программу, скажем, "Прачечная", и предоставить возможность всем желающим пообщаться на экзистенциально-одежные темы смерти, любви, страха и одиночества.

Ссылки по теме:
Мастер-класс с Ширин Нешат: нарциссизм, перформансы и бесконечное видео



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100