Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

30.05.2002
Актуальное искусство

Сэй-Сёнагон ХХI-го века
[Елена Невердовская]

Кирико Сиробаяси. Фото"Наш бедственный мир мучителен, отвратителен, порою мне не хочется больше жить…Но если в такие минуты попадется мне в руки белая красивая бумага, хорошая кисть, белые листы с красивым узором или бумага Митиноку, - вот я и утешилась. Я уже согласна жить дальше".
Кирико Сиробаяси, художнице ХХI века, автору "Собранных мгновений" потребовалось бы много меньше - наличие качественной пленки в камере. Право на такую параллель с японской писательницей Х-го века дает не только очевидность того, что "Собранные мгновения" - эквивалент описательных фрагментов "Записок у изголовья", но и сама Сиробаяси своим видеофильмом "Аквариум" ("Fish Bowl"). Его сюжет состоит из чередования перелистываемого ежедневника, в котором женская рука пишет несколько иероглифов, и рыбок, плавающих в аквариуме без водорослей. Точка съемки совмещает зрителя и действующее лицо - занесение пометок в дневник происходит наедине с самим собой, без свидетелей, если, конечно, не брать в расчет рыб, попадающих в кадр случайно. На них натыкается рассеянный взгляд человека, погруженного в свои мысли. Непредсказуемость появления аквариумных рыбок, непостижимая траектория их перемещений напоминают возникающие в сознании ассоциации, сменяющие друг друга воспоминания и идеи, как будто всплывающие из глубины.
Образы воды, движения, появления и исчезновения, ясности и темноты используются и в другом видеофильме Кирико Сиробаяси - "Сознание/Подсознание" ("Conciousness/Unconsiousness"), который представляет собой видео-составляющую одноименной инсталляции. По замыслу автора, два фильма должны показываться одновременно. Сюжет "Сознание" должен проецироваться на правый экран, "Подсознание" ("Бессознательность") - на левый. Сиробаяси таким образом пыталась выразить феномен бессознательного с помощью противопоставления текста и визуального образа, логически ясной цепочки событий - непредсказуемых и необъяснимых вспышек света и погружений в полную темноту. Море, поднимающееся из темноты, глотает движущиеся сгустки света, только на мгновение рассеивающие мрак. Все - темнота. Ясность сознания - это только летящие искры, которые задует ветер, погасит вода.
Писательница Х-го века, предпринимая попытки самоанализа, пользовалась иероглифами - знаками и символами уже существующего языка. Кирико Сиробаяси, Сэй-Сёнагон ХХI-го века, не только отличается тем, что сменила кисть и бумагу на камеру. Она вынуждена выдумывать собственный язык, новые символы и знаки, чтобы сделать следующий, после "Собранных мгновений" шаг, - зафиксировать те "мгновения", что собраны быть не могут.

Ссылки по теме:
Мгновения жизни как предметы коллекционирования [Надежда Штиль]
Обычный дом по-японски [Надежда Штиль]
Японский художник в поисках Филонова [Елена Невердовская]
Обесцвеченные тропики [Надежда Штиль]
Неделя японской культуры [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100