Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

31.10.2003
Выставки

Время признания
[Елена Невердовская]

Микалоюс Чюрленис. КовчегВ Мраморном зале Мраморного дворца состоялась необыкновенно краткая выставка Микалоюса Чюрлениса - в течение двух часов были показаны два оригинала, принадлежащие Русскому музею Ковчег" (1909) и "Прелюд" (1909), и три факсимильные копии, привезенные из Вильнюса.
Собственно, на знакомство с картинами времени было дано еще меньше. Большую часть драгоценных минут звучала фортепианная музыка Чюрлениса в исполнении правнука художника Рокаса Зубоваса и его супруги Сонаты Зубовене и произносились речи. О роли Петербурга в частной жизни: сумрачный, холодный город свел с ума литовского сказочника, наивного пантеиста, влюбленного в природу, мифотворца и визионера. О роли российской столицы в творческой биографии художника: именно в Петербурге в 1912 году состоялась первая персональная выставка Чюрлениса благодаря заботам "мирискусников" - Мстислава Добужинского, Александра Бенуа, Сергея Маковского, именно здесь он был признан гением. Правда, слава опоздала. Все почести достались Чюрленису посмертно - в декабре 1909 года художник впал в глубокую депрессию, его отвезли в душевную лечебницу под Варшаву, где в 1911 году он скончался. Говорили о бедности Чюрлениса, его скромности: художник не мог покупать стойкие краски - только акварель или темперу, не мог позволить себе дорогую, качественную бумагу - рисовал на плохой. Он спешил, хотел успеть, как можно больше выразить: сделать доступной для чужого зрения реальность своего внутреннего видения. Теперь дешевые краски выцветают, картон и бумага разрушаются. Поэтому очень редко можно увидеть слишком призрачные, боящиеся ярких лучей картины литовского художника. Один из представленных в Мраморном зале оригиналов - "Прелюд" - ранее никогда не выставлялся. В Русский музей картина попала в 1920 году из коллекции С. Коровина, в 1923 была инвентаризована. Микалоюс Чюрленис. ПрелюдПоследующие 80 лет ее никто не видел - "Прелюд" темнел, выцветал, разрушался. Своим появлением на публике эта картина обязана работе реставраторов. В прошлом году во время Дней Чюрлениса в Петербурге - когда в концертных залах звучала его музыка, на доме, где он жил была установлена памятная доска - было положено начало совместному проекту Русского музея и Дома Чюрлениса в Вильнюсе. Литовские участники не только организовали реставрацию "Прелюда" при участии российского специалиста Натальи Матвеевой в Мастерских дома Чюрлениса, но и финансировали проект. В результате картина вернулась в коллекцию обновленной и защищенной. По словам реставратора, "Прелюд" просуществует спокойно 100 лет, а поможет сохраниться ему специальное стекло, не пропускающее ультрафиолетовых лучей.
Часовая выставка закрылась, картины опять ушли в запасники. Чтобы увидеть необыкновенную, музыкальную живопись Чюрлениса, его "Симфонию моря" и "Симфонию леса", его "Сонаты и "Прелюды", придется ехать в Каунас и посетить Национальный музей искусств. Но в наши дни Каунас стал гораздо дальше, чем в советское время. Тогда Прибалтика была единственно доступной Европой, а Чюрленис - одним из разрешаемых и тиражируемых в СССР авангардистов. За последние двадцать лет о художнике несколько забыли. Чтобы исправить и упростить знакомство, в Литве специально на русском языке издали книгу "М. К. Чюрленис. Время признания". На ее страницах - не только репродукции знаменитых картин художника, но и статьи о его творчестве, воспоминания художников Добужинского и Бенуа, поэта Вячеслава Иванова.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2019
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100