Rambler's Top100
5.10.2001
Артишок


Какой будет зима в Петербурге - долгосрочный фотопрогноз
Максим Райскин

В эту субботу в Петербурге стартует традиционный "Осенний Фотомарафон" - одно из самых грандиозных событий в художественной жизни города. Масштабность его заключается, прежде всего, в количестве задействованных художественных площадок и числе участников. Сам фестиваль проводится в Петербурге уже в пятый раз: организатором и вдохновителем первых трех, проходивших на базе галереи "Арт-коллегия", был Валерий Вальран, известный петербургский художник и куратор.
Пока самым грандиозным как по своему размаху, так и по амбициям организаторов был четвертый фотомарафон, организацию которого взяли на себя кураторы из галереи "Фотоimage" с Пушкинской-10. Его программа состояла из пятидесяти четырех выставок, охватила тридцать восемь выставочных площадок и растянулась больше чем на месяц. Кроме того, полусотней выставок дело не обошлось, и часть их была вывешена в Интернет: среди них были как проекты, проходившие территориально в других городах (Калининграде, Нижнем Новгороде), так и сугубо виртуальные выставки, существующие только в сети.
Организующим принципом четвертого фотомарафона, с легкой руки одного из его кураторов Дмитрия Пиликина, был так называемый "предельный демократизм", направленный на "размывание поколенческих и групповых шор". Фактически это означало отсутствие какого-либо ценза при отборе фотографов (принять участие мог практически любой желающий), что, естественно, не могло не сказаться как на уровне отдельных выставок, так и всего фестиваля: демократия на деле обернулась ничем иным как эклектикой и аморфностью, а действительно интересные проекты растворились в серой массе малоинтересных или попросту ученических.
Концепция нынешнего марафона обозначена кураторами метафорично и лапидарно одновременно - с помощью прилагательного "первый". Как утверждают организаторы фестиваля, "таким образом предлагается отметить уникальность первого года нового ХХI века, присутствие при начале отсчета с "чистого листа". Если следовать этой логике, то кураторы (если только они не имеют в виду сделать концепцией последующих фестивалей "второй", "третий" и "четвертый") готовы предложить зрителю нечто совершенно новое и уникальное, именно поэтому костяк фестиваля составляют одиннадцать выставок, в названии которых фигурирует вышеупомянутое прилагательное. Но о ужас, просматривая пресс-релиз, я с удивлением для себя обнаружил, что по большей части "первый" связывается либо с первой мировой войной, либо с Петром Первым, либо 1901-ым годом, либо с ностальгией по известному советскому празднику. Судить не берусь, названия зачастую ничего не говорят о самих выставках, но уже сам факт подобной мемориальности, мягко говоря, вступает в некоторое противоречие с заявленной концепцией. Возможно, подумал я, речь здесь идет не о "художественном пафосе предстояния перед будущим" (как гласит пресс-релиз), но "о самоиронии"? Однако названия других выставок убедили меня в обратном. "Сто первый оттенок серого" - таково название выставки, которая откроется в Центре Книги и Графики на Литейном. Зная, что основное занятие кураторов "Фотоимиджа" уже на протяжении нескольких лет сводится к тому, чтобы доказать всему свету, что черно-белая фотография имеет петербургскую прописку, трудно предположить здесь хотя бы малейшую иронию.
Исключения из этой мемориальности и навязчивого историзма все-таки встречаются. Правда, в большинстве своем не вошедшие в так называемую "основную обойму", начинающуюся со слова "первый". Интересными обещают быть проект ярославского художника и скандалиста №1 Геннадия Ершова и Сергея Калачева "Кто первый?" - оригинальные фотографии, авторство которых может быть установлено только в судебном порядке, проект дагестанской галереи "Лицо кавказской национальности" и гендерный проект в галерее "Д-137". Кроме того, в галерее "Navicula Artis" на Пушкинской откроется выставка Дмитрия Шубина "Петербург. Избранные места" - путешествие по местам заказных убийств (на вернисаже обещается раздача англоязычных наборов открыток, выполненных в жанре путеводителя"), а в галерее "Борей" - проект одного из интереснейших "питерских фотографов немецкого происхождения" Катарины Венцль "Срочное фото".
Но это все пока, разумеется, в плане прогнозов, которые, как известно, грешат неточностями. Ясно одно, ближайший месяц в галереях города можно будет увидеть фотографию, фотографию и еще раз фотографию. Если же учесть, что кураторы обещают плавное перетекание марафона в традиционный зимний вернисаж в Манеже "Петербург 2001", то с определенностью можно сказать лишь то, что конец осени - начало зимы в этом году выдадутся особенно фотографическими.

 


ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100