Выставка "Масштаб дизайна: 100 классических стульев", организованная совместно Музеем дизайна "Витра" (Вайль-на-Рейне) и Немецким культурным центром им. Гёте, дает возможность проследить весь генезис "культуры стула" - от продукта кустарного промысла через революционные эксперименты Баухауза, экстраординарные проекты Марселя Бройера и Ле Корбюзье до ультрасовременных моделей Филиппа Старка, Фрэнка О. Гери и Джаспера Морриса.
Экспонаты для выставки предоставлены музеем дизайна "Витра", основанным при одноименной мебельной фабрике. "Витра" - фабрика, необыкновенная во всех смыслах. Многие из ее производственных и служебных зданий проектировали архитекторы с мировыми именами Николя Гримшоу и Альваро Сиза, Тадао Андо и Заха Хадид, а здание самого музея - первый проект в Европе американца Фрэнка О. Гери, известного, в частности, своим неординарным детищем - музеем Соломона Гуггенхайма в Бильбао.
Помимо производства самой настоящей мебели, "Витра" и ее музей с 1992 года начали создание коллекции уменьшенных копий стульев, - своего рода памятника дизайнерской мысли XIX - ХХ веков. Сейчас коллекция насчитывает больше 200 образцов разнообразных стилей и направлений, многие из которых уже никогда не будут запущены в массовое производство. Миниатюрные копии открывают зрителю панораму общественного, культурного и экономического развития своей эпохи.
Создатели коллекции (авторы концепции: Александр фон Вегезак и Маттиас Криз; изготовители миниатюрных копий: Томас Швайкерт и Мирослав Мелерски) намеренно сфокусировали свое внимание на том отрезке времени, который можно назвать "новейшей историей стула", с момента появления у него автора (дизайнера) и превращения его в объект промышленного производства. Стулья от Мишеля Тонета, столь популярные в конце XIX века, сменяются в начале XX века моделями Чарльза Макинтоша и Фрэнка Райта. На смену радикальным проектам 30-х годов европейцев Геррита Ритвельда и Марселя Бройера приходят "умеренные" американские модели в годы Второй мировой войны, после которой производство стульев приобретает характер дизайнерского бума по обе стороны океана. Массовый продукт и эксклюзивные модели пятидесятых, потребление и протест против него в шестидесятых, возвращение к модерну в семидесятых и попытки воплощения в стуле "стиля жизни" в восьмидесятых - девяностых.
Все эти поиски и дизайнерские открытия вряд ли можно объединить в рамках одного "стилистического единства", как это было проделано, скажем, с эпохой классицизма или барокко. В ХХ веке на смену стилю приходит прогресс, а традиционные представления о качестве сменяются желанием новизны и потребностью ухода от жестких канонов. Стул здесь - не предмет антиквариата, но вещь, обладающая вполне конкретной функцией, имеющая, как и ее автор, свой срок жизни, и по большому счету не знающая себе аналогов.

 

ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2022
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.
Rambler's Top100 be number one